Нужно ли включать ближний свет летом в южной части России
или не нужно - это здесь обсуждать не будем. Тем более это стало актуально
после того, как аппаратура гаи научилась распознавать включение этого самого
света. И как следствие получение по почте писем счастья со штрафами. В общем - включать надо, если не хотим платить
штрафы. И если включить забывают не многие, то вот выключить свет - это уже
болезнь большинства водителей. И хорошо если аккумулятор не сильно разрядился....
Вывод простой -
нужна автоматика.
У нее несколько входов АЦП , на одном из которых можно соорудить вольтметр. Алгоритм программы простой. Повышение
напряжения в бортсети говорит о запуске двигателя и включении генератора. Далее
контроллер дает время для выхода на режим 15-20 секунд моргает 2 раза фарами и
включает ближний свет. При выключении двигателя через 2-3 секунды контроллер моргнет 3 раза фарами
и выключает свет. Ниже дается схема и программа. Для более точной настройки
порога включения и выключения(13.5в и 12.5) использовался программный УАРТ
микроконтроллера.
$regfile = "attiny13.dat"
$hwstack = 32
$swstack = 8
$framesize = 16
$crystal = 9600000
Config Pinb.3 = Input
Config Portb.2 = Output
Open "comb.4:9600,8,n,1" For Output As #1
Config Adc = Single , Prescaler = Auto , Reference = Avcc 'конфигурация АЦП
Declare Sub Zamer
Volt Alias Portb.3
Vixod Alias Portb.2
Dim U As Word
Start Adc
Vixod = 0
Do
Zamer
If U >= 915 Then
Vixod = 1
End If
Vixod = 0
Loop
Sub Zamer
Wait 1
U = Getadc(3)
Print #1 , "U=" ; U 'выводим результат преобразования на комп
Waitms 100
End Sub
К сожалению, этот принцип оказался не эффективен. Напряжение
полностью заряженного аккумулятора при
выключенном двигателе было выше порога выключения . И наоборот , при полностью
загруженном генераторе напряжение в салоне могло опустится ниже порога
выключения . ( Это при том , что на самом акк-ре напряжение оставалось в норме,
видимо проседало в самой сети) .В итоге
от измерения напряжения пришлось отказаться.
После размышлений пришел к решению использовать как признак - включение лампы давления масла.
Схема поменялась незначительно. Плюс на лампу приборного щитка приходит от
зажигания , а минус от датчика давления.
Очень удобно взять ноль для контроллера, только необходим подтягивающий
резистор с плюса на ножку. Навесить на
выход непосредственно реле включения ближнего света никак не получится –
значит, ставим транзистор .А так как реле в схеме разрывается плюсом, то нужен
еще один транзистор для инверсии. Диод не помешает, все-таки нагрузка
индуктивная. К транзисторам нет особых претензий первый кт315 , а второй в
корпусе ТО126 без опознавательных знаков. Программа еще более упростилась.
Каждый может поменять время до включения после запуска на свое усмотрение. Я
думаю 30 секунд вполне нормально. Было еще в мыслях сделать это время зависимым от
температуры – чем холодней , тем оно дольше, но потом отказался. Все-таки
важнее было бы использовать температуру двигателя, а это лишние провода. Тащить
их не очень хочется. Так что пока отказался.
Вся схема разместилась на плате примерно 20х20мм и утянута в термоусадочную трубку.О том как подключить ее к сети расскажу в следующей части.
Ссылка на вторую часть здесь